Недавно произошел случай, который вновь поставил под сомнение ценность высшего образования. Сын знакомой окончил Плехановский университет с дипломом в руках и надеждами на успешное будущее. Однако через год оказался в безвыходной ситуации: долги, отсутствие работы по специальности и полное недоумение.
Отец не сдержал иронии: "Что сейчас, ничему не учат?" Он задавался вопросом, за что они платили деньги, если получили лишь пустую корочку.
Куда девались знания?
Похоже, такая ситуация не уникальна. Дипломы теперь имеют многие, но вот настоящие знания и умение мыслить критически — редкость. Редко кто задумывается, действительно ли образование того стоило.
Имеет значение лишь применение знаний: как выразилась одна старая еврейская пословица, "Грош цена твоим знаниям, если их невозможно конвертировать в деньги". Это звучит жестко, но по сути отражает реальность: даже обладая багажом знаний, не заполнив дыры в карманах, трудно добиться успеха.
Настоящие таланты в бедности
Примером этому может служить история известного художника, который провел мастер-класс. Творит он великолепно, но живет в коммуналке, оставляя свои картины непроданными. Почему же талант не становится уже рычагом к улучшению жизни? Ответ прост: в жизни одни работают, создавая, в то время как другие используют их достижения.
Когда задается вопрос, что нужно для успеха в жизни, часто звучит жизнеутверждающий ответ: "Постоянное самообразование". Это, к сожалению, реальность современного образования — многие только и делают, что учатся наизусть.
Поэтому стоит учиться для себя
Гёте как-то сказал: "Учимся у тех, кого любим, и учимся тому, что любим". Значит, образование должно быть насыщенным и интересным. Однако в условиях, когда множество школьников легче посмотреть видео на TikTok, чем погрузиться в изучение классической литературы, результат может разочаровать.
Плутарх когда-то заметил, что ум — это не сосуд для заполнения, а факел, который надо зажечь. Вот именно поэтому образование без интереса — это просто формальность.
В конце концов, настоящая разница между образованным человеком и просто обладателем диплома — в постоянной жажде знаний и стремлении к саморазвитию.