Несмотря на обширные традиции и богатую историю, культурное наследие России столкнулось с масштабными реформами, ставящими под сомнение его защиту. Радикальные изменения в законодательной сфере, призванные упростить управление историческими объектами, вызывают настороженность у экспертов и защитников культурных памятников.
Коренные изменения в охране наследия
С марта 2025 года вступило в силу постановление, согласно которому более 60 тысяч объектов потеряли свои защитные зоны. Это затронуло как археологические памятники, так и некрополи, в том числе объекты, охраняемые ЮНЕСКО, такие как петроглифы на берегах Онежского озера и Белого моря. В перспективе, в 2028 году, подобные ограничения ожидают другие значимые объекты, такие как Мамаев курган и многие другие.
Упрощение процедур и новые полномочия для регионов
В этом же ключе, Госдума приняла закон, который значительно упрощает процесс работы с памятниками. С марта 2026 года для выполнения таких задач, как ремонт коммуникаций или установка кондиционеров, достаточно уведомить соответствующие органы. Системы строгих согласований и детальных проектов остаются в прошлом.
Кроме того, новые инициативы, рассматриваемые с июля, предоставляют регионам возможность самостоятельно исключать здания из федерального реестра. Также предполагается, что объекты, оставшиеся без должной реставрации более десяти лет, могут быть изъяты через суд и выставлены на торги вместе с землёй.
Угроза утраты уникальных памятников
В то время как некоторые подводят итог и ставят амбициозные цели на восстановление тысяч объектов к 2030 году, существует серьезная угроза утраты уникального культурного наследия. В 2024 году реставрация была завершена лишь для 30 из запланированных 200 объектов, тогда как около 14 тысяч памятников находятся в неудовлетворительном состоянии среди 158,5 тысяч зарегистрированных объектов.
Эксперты отмечают, что ослабление контроля приведет к дальнейшей деградации значимых исторических территорий и утрата их идентичности. Например, программа льготной аренды в Москве «1 рубль за квадратный метр» с 2012 года показала свою неэффективность из-за высоких затрат на согласование проектов.































